|
1. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1999-2002 г.)
На основании программы городской администрации «Окраины», Концепции развития муниципальной системы образования на 2003-2005 года, Концепции и Программы совершенствования содержания воспитания молодежи Пензенской области в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Пензы особое внимание уделяется созданию стройной системы дополнительного образования школьников.
Цель программы: дополнительное образование предназначено для того, чтобы «удовлетворять постоянно изменяющиеся, индивидуальные, социокультурные и образовательные потребности детей, развивать мотивацию к познанию и творчеству». (А.К. Брудков).
В условиях школы-новостройки, находящейся в отдаленном микрорайоне Арбекова, отптимальной является адаптивная модель развития. Проведенная диагностика и последующий постоянный мониторинг среди учеников, их родителей, а так же жителей микрорайона позволяет поэтапно устранять частичное несоответствие дополнительных образовательных услуг потребностям социума.
При поддержке Управления образования г. Пензы за первые три года работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Пензы удалось, всесторонне учитывая социальный заказ, организовать досуг более 80% школьников и выявить основные
задачи в организации дополнительного образования и досуговой деятельности учеников:
1) позитивное восприятие ценностей основного образования и более успешное совершенствование полученных знаний во внеурочное время;
2) формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;
3) комплексное развитие и социализация личности школьника.
Для решения этих задач, было необходимо:
1) осуществить подбор высококвалифицированных педагогических кадров педагогов дополнительного образования;
2) организовать взаимодействие с различными учреждениями дополнительного образования (детская музыкальная школа № 7, ШВСМ, ДЮСШ № 3; № 4; № 8, 9 областная детская библиотека, детская художественная школа №1, Гор СЮТур и т.д.).
Работа над повышением профессионального мастерства педагогов дополнительного образования началась с 1 сентября 2000 года организацией методического объединения.
Особое внимание было уделено становлению стройной системы дополнительного образования посредством реализации проблемы: «Использование современных педагогических технологий в возрождении русской национальной культуры».
Успешная аттестация педагогов дополнительного образования значительно повысила их творческий потенциал.
Учебный год |
Кол-во ПДО |
ВК |
I к |
II к |
б/к |
1999/2000 |
5 |
0 |
1 |
0 |
4 |
2001/2002 |
10 |
6 |
2 |
2 |
0 |
2005/2006 |
10 |
8 |
2 |
0 |
0 |
Повышение квалификации педагогов дополнительного образования, их активизация позитивным образом сказалось на досуговой деятельности школьников, успешности работы студий, клубов, кружков, секций, объединений.
Налицо как количественный, так и качественный рост результативной работы.
Сотворчество учеников и педагогов нашло отражение в создании и принятии на конференции герба, девиза и гимна школы. Неоднократно занимали почетные места в районных, городских, областных конкурсах участники ИЗО – студии, кружков «Резные узоры» (деревообработка) и вокального пения. Успешно защищает честь школы команда туристического клуба. Она постоянно является призером различных соревнований, участвует в агитпоходах, экологических экспедициях, её деятельность была широко освещена в средствах массовой информации. Завершается работа по созданию комплексного музея «История Арбекова».
Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования выразилось в успешном выступлении воспитанников школы в различных спортивных соревнованиях по шахматам, футболу, каратэ, настольному теннису (призовые места в районных, городских, областных соревнованиях).
Организована совместная работа МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Пензы и детской музыкальной школы № 7. С 1 сентября 2002 года успешно начали работу отделения: «Резьба по дереву», «Баян», «Скрипка», «Фортепиано».
О результатах этого взаимодействия говорить рано, однако системность работы, высокая квалификация педагогов, заинтересованность учеников и их родителей, содержательность, вариативность и гибкость использования дополнительных образовательных программ, несомненно, являются залогом будущего успеха
Реализация программы дополнительного образования школьников «Досуг», основанной на традициях русской народной культуры с приоритетным развитием культурно-эстетического воспитания, является составной частью программы развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Пензы и будет способствовать становлению активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
В 2001-2002 учебном году:
- осуществлена большая организационно-методическая работа по созданию детской организации «Лидер»;
- совершенствовалось проведение традиционных внеклассных и общешкольных мероприятий;
- установлено гибкое взаимодействие систем основного и дополнительного образования;
- значительно повысилась внеурочная активность обучающихся.
Полученные результаты позволяют обобщить и систематизировать опыт школы в области дополнительного образования путем создания программы «Досуг».
Организация детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами: сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т.д. Ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами и потребностями. Задача школы – направить деятельность и освоение окружающего мира ребенка в положительное конструктивное русло, по возможности нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия.
Внеурочная деятельность в рамках программы «Досуг» организуется на принципах разумности, разнообразия, системности, опоры на интересы и потребности детей, добровольности участия в различных мероприятиях на основе сотрудничества и сотворчества педагогов, обучающихся и их родителей.
Программа «Досуг» призвана расширить и углубить ранее полученные знания школьников, установить органичную взаимосвязь между учебным и воспитательным процессами на принципах дифференцированного и личностно-ориентированного подходов. Реализация программы является одним из условий создания модели адаптивной школы и позволит более эффективно разрешить вопрос социализации школьника в условиях рыночной экономики, а также создать в микрорайоне № 2 «Запрудный» социокультурный центр – МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Пензы.
II. ПРОГРАММА «ДОСУГ» СТАВИТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
• придание досуговой деятельности развивающий и воспитывающий характер;
• обобщение и развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности;
• снятие психологического напряжения, стрессов у детей, педагогов, родителей;
• развитие сотрудничества с внешкольными воспитательными учреждениями;
• развитие школьной системы дополнительного образования;
• формирование положительных эмоций, благоприятного психологического климата в процессе досуговой деятельности, пропаганда здорового образа жизни;
• приобщение учеников к традициям и культуре России, Пензенской области, воспитание у них чувства патриотизма, взаимовыручки, стремления к самореализации.
Досуговая деятельность осуществляется по нескольким направлениям:
• деятельность системы объединений дополнительного образования;
• сотрудничество с внешкольными воспитательными учреждениями;
• досуговая деятельность внутри класса;
• общешкольная досуговая деятельность (межклассная и массовая).
|
|